Для всех причастных

Давно не писала никакой отсебятины. А тут как раз сентябрь подкрался незаметно. Как не вспомнить про школу. 

 


А школу я не люблю за то, что там маленький человек впервые встречается с государством. (Е.Гришковец)

 

Для меня, без преувеличения, это были худшие годы. Не могу сказать, что мне трудно было учиться, правильнее будет сказать, что я не прилагала особых усилий. Какие-то предметы давались легко, поэтому не нужно было напрягаться. Какие-то не давались, поэтому смысла напрягаться я не видела. Смысла я также не видела и в системе оценки знаний. Оценка могла отражать что угодно — поведение ученика, личную приязнь/неприязнь учителя к нему, ретроградное движение Меркурия, вспышки на солнце — а не только объективное положение дел в плане знаний. Частично вина в том  - в несовершенстве самой пятибальной (а по сути четырёхбальной) системы. Частично, в двойных стандартах нашего общества. Также я не понимаю, зачем вообще оценивать такие предметы, как рисование, физкультура, музыка, технология. Тут ведь всё индивидуально, только комплексы у детей плодить. Как-то раз классе в пятом, помню, учительница музыки (та ещё женщина со странностями была) выставила всему классу колы прям в журнал. Ровненький такой столбик единиц. За то, что никто не мог правильно спеть какую-то ноту. 

Учителя — это отдельная тема. Про их сомнительные авторитеты и степень профессиональной развращённости очень хорошо и понятно пишет Дима Зицер (тут), так что пересказывать его позицию я не буду, скажу только, что солидарна абсолютно с каждым предложением. За все десять лет, проведённых в школе, с учителем мне повезло только один раз, в девятом классе. И, как ни странно для гуманитария, это была физика. Именно тогда мне в голову пришла мысль о том, что нет неспособных к каким-то наукам людей, есть просто учителя, которые не умеют свои знания передать. (К слову, сейчас считаю эту идею ошибочной, потому что помимо того, кто даёт, должен всегда быть готовый взять, и вопрос мотивации не всегда целиком во власти учителя.) Но есть много историй, когда с учителями в школе мне не везло, даже по тем предметам, которые нравились и давались. Школа упорно учила меня не высказывать собственного мнения, если оно не совпадает с мнением учителя. Она учила меня тому, что многое из того, что я делаю бессмысленно и не будет объективно оценено, как бы я ни старалась. Она постоянно сравнивала меня с другими, более или менее успешными на моём фоне, вместо того, чтобы научить следить за динамикой собственных результатов. 

Поэтому, когда появилась возможность закончить два последних класса экстерном за три месяца, я даже не раздумывала. До сих пор считаю, что это было одно из лучших решений в моей жизни.

Но однажды в школу я всё-таки вернулась уже в качестве учителя. Может, мне было интересно увидеть картину по ту сторону баррикад, а может это своеобразные мазохистические наклонности моей души дали о себе знать, уж и не знаю теперь. Только выдержала я там ровно год, больше не смогла. А первые пару месяцев, вообще чуть ли не каждый день рыдала мужу в жилетку и просила забрать меня обратно в декрет. Объективно, у меня там сошлось много негативных факторов. И невнятное руководство (а рыба известно откуда тухнет), и моя неподходящая «весовая категория» (в 24 года меня запросто можно было затерять в толпе семи-восьмиклассников), и тот факт, что на меня, такую юную и воодушевлённую, заботливые коллеги радостно спихнули все самые неуправляемые классы… Поэтому я считаю, что неповезло лично мне. Хотя если и абстрагироваться от этого, всё равно в работе учителя остаётся много маразма вроде педсоветов с этим бесконечным переливанием из пустого в порожнее, или написания планов. А учитывая сегодняшнее поколение детей, воспитанных интернетом, я даже не знаю, какой стороне больше сочувствовать. 

Не смотря ни на что, мне всё равно нравится работать с детьми. Так что я, как истинный еретик от школьного образования, подалась сначала в частные конторки, а потом вообще ушла во фриланс. Чему пока что крайне рада.

И на этой прекрасной ноте желаю всем, так или иначе причастным к наступающему учебному году, веры в свои силы и терпения. А коллегам ещё и вдохновения, творчества и пытливых умов )

Обсудить у себя 7
Комментарии (41)

А я изначально хотела пойти на учителя начальных классов, но какого-то пошла на филологию. Школьная практика в старших классах показала, что это не то, чего бы мне хотелось. А вот работа с 5-м классом, где у детей еще светятся глаза, и они наперебой тянут ручки, показала мне, что работа с младшими классами меня бы порадовала. Ээхх..

думаю, ты права, порадовала бы) мне вот в школе с начальными классами только и понравилось работать. ещё не испорченные системой и такие незамутнённые умы) жалко было с ними расставаться, особенно, когда видны были результаты моих трудов)

а я хотела на методику, но пошла на перевод. но в итоге не жалею, что так. методика в процессе уже подтянулась методом проб и ошибок)

А я в итоге переквалифицировалась на преподавание языка как иностранного. Это тоже приносит удовольствие, когда видишь, что толк есть и ученик доволен ) так что тоже нельзя сказать, что все было зря ))

О, так мы коллеги!) правда я русский как иностранный преподавала недолго. В основном это английский. И немного французский)

Конечно, всё не зря. Главное, чтобы себе нравилось.

Прямо таки  

Эта встреча была не случайной ))

одна из лучших встречь, и я этому очень рада, что могла с тобой познакомиться, Лена!

Насчет школы, которая не дает высказывать своего мнения… я тут, конечно, не претендую на правильность и истинность своей мысли, но этому утверждению соответствуют лишь единицы — яркие, харизматичные, будущие лидеры итд. А остальные его и не имеют *и им норм в большинстве случаев*, и потому являются ошибочным примером к нему.

 Мнение имеют все, просто большая часть учеников подгоняется под общий удобный шаблон «сиди и не умничай». Такими удобнее управлять в рамках любой системы. Те, кто по каким-то причинам сопротивляется этому, и становятся лидерами в итоге. Так сказать, не благодаря, а вопреки. Но тут ведь ещё от характера зависит. Кому-то трудности помогают сформировать характер, а кого-то ломают окончательно… Хотя, в принципе, у меня это тоже только теория, и не факт, что верная.

не, вполне верная. В конце концов, это жестоко, но… если все лидерами станут, «кто будет щи варить»? Наличие таких детей обуславливает лидерство других. Королей без подданных не бывает

Согласна. Но в посте вопрос был даже не в соотношении количества лидеров и исполнителей, а в том, что учитель при желании вполне может задавить своим авторитетом, если ему не нравится ученик или его мысли. Никаких тебе аргументных аргументов своей позиции он не предоставит на твоё «а почему?» Просто вот так, надо смириться и заткнуться. И это, конечно, печально.

абсолютно согласна. Может, учитель и сам недостаточно компетентен в поставленном вопросе, и поэтому затыкает ученика, который просто хотел узнать… и да, это печально. 

Школа.
Первая драка.
Первая девичья ножка.
Теорема Пифагора.
Первое унижение.
Первая победа.
Первая эрекция.
Первые друзья.
Первая и, конечно, безответная тайная любовь.
Пять по химии на выпускном экзамене. 

Из всего списка могу похвастаться только унижениями и безответными любовями) 

Но романтично так вполне выглядит. Хорошо, что у кого-то со школой есть и приятные ассоциации)

Школа есть школа. 
Что, так много влюблялась?) В хулиганов поди. 

Ну, не без этого Скорее в хипстеров. Правда они тогда ещё так не назывались, но уже были)

Ну а где ещё влюбляться в 15 лет? Конечно в школе) Хотя тогда ещё толком и не понимал, что это...

Мои 15-16 лет пришлись на первый курс универа, так что все интриги уже оттуда) 

А про понимание… Ну, так никто ж не понимал, но это мало кого останавливало)

Вундеркинд? Да я тоже с пятнадцати по университетам, толку то... 
Но могу сказать одно наверняка, что состояние перманентной влюблённости — это не сравнимо ни с чем. Это весь коктейль чувств. И страх и робость и блаженство и отвага и вдохновение… Да? 

Ах, если бы вундеркинд) скорее звёзды так сошлись) толку никакого, кроме того, что все поллюции пубертатного периода происходили в основном в универе)

И… Да! Хоть коктейль в основном гормональный, ощущения действительно непередаваемые. Не могу не согласиться)

Сейчасм уже не то. В том плане, что вторично.

А что такое пубертатного?
Поллюции я знаю....) 

Даже не сомневалась))

Пубертатный что-то вроде переходного, период взросления) 

Прыщаво-переходный период)
Странно, но прыщами то я не сильно страдал.
Зато помню, как брился вао втором классе папиной бритвой… без помазка и мыла.... 

 А что сейчас вторично? Влюблённость?

Нет. Её результат.

Хм… Думаю, что не результат вторичен, а сама её необходимость. По крайней мере в моем случае так.

Это да. Но, поскольку разговор о школе… Есть и неприятности, есть приятности. Универ, конечно лучше) Когда уже считаешь себя взрослым и умным. Надираешься опыта, не всегда положительного. В принципе, опыт не может быть отрицательным. Но, наступать на свои грабли это вечное бремя.

Мастер, вы, милейший, говорить так загадочно, что и не подискутируешь особо) остаётся только с умным видом покивать 

Подискутировать, это мы умеем В одной стране живём, в одних школах учимся, одни книги читаем)
Об одном жалею, что учительницы были старые и страшные) 

 А они-то, поди, как жалеют об этом))

Сейчас они ещё более старые и страшные, наверное. И о чём они сожалеют, мне даже неинтересно.
Училка истории, вечно пьяная, училка физ-ры (меня так капрал в учебке не дрючил), училка физики(она же классная), шире страны советов… Почему-то полюбили меня училка геометрии и алгебры, и литературы, после того, как я ей Маяковсеого прочитал (своего сочинения) 

Ну что же… Тогда Маяковского своего сочинения в студию )

Ты думаешь я помню?))) Кстати, за сочинения всегда получал трояки и четвёрки. 
А «Творчество Маяковского» мне попалось при вступительном экземенеуциё… Сложный человек, и вылился в такую слабость, чтоб застрелиться. 
А ведь его ранняя лирика, это прелесть. 

Он мне и поздний очень импонирует)

Поздний? Это был уже не мужчина. Это был придаток Лили. Не доводите мужчин до этого. Нас итак мало. 

Мы постараемся.

если человек учился и выучился на учителя, но пишет такое, то да — лучше фриланс)
я хоть и не причастный, но вижу запись маленькой девочки, а не учителя.
прямо с характерного эпиграфа)

ну что поделать) вот такая я инфантильная училка значит)

та да)
было бы весело, если б не то, что таких вот училок тут уже исповедовалось с десяток за пару лет.
теперь подумай, кто и как будет учить детей через десяток лет? если масса новоявленных учителей просто слабаки. которым все должны и всё вокруг не так и не такие. Макаренко работал в своё время в таких условиях и с таким контингентом, что многим и в страшном сне не приснится.
надеюсь, что ты повзрослеешь и станешь настоящим учителем!

Пост был не о том вообще-то. Но спорить мне на эту тему лениво. Макаренко молодец, конечно, хоть его и вспоминают все, кому не лень. Есть много других педагогов, не менее авторитетных.

Надеюсь, что не повзрослею в том смысле, как я это понимаю. Но всё равно спасибо за заботу)

Думать о том, кто и как будет учить детей [в школах, я так понимаю?] совершенно не моя забота. В таком глобальном смысле это в компетенции министерства образования. 

Я не училась на учителя, и потому у меня нет желания работать в школе, и не было изначально. Год работы там сто лет назад это только подтвердил. Но знаю многих, кто сознательно выбрал путь школьного учителя и достиг высот в этом деле, и получает удовольствие от этого. Это говорит о том, что каждому своё.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Zefirova
Zefirova
Была на сайте 54 минуты назад
Читателей: 56 Опыт: 6654.96 Карма: 125.731
все 49 Мои друзья